Архитектор проекта Шалмин Иван Петрович

АРХИТЕКТОР, ХУДОЖНИК
18.06.1959 — 17.07.2022


Университет

Родился 18 июня 1959 года в Новосибирске, в семье геологов. Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт (НИСИ), факультет архитектуры, отделение градостроительства. 

Нас учили в первую очередь академическому рисунку и мастерству живописи. Это делалось для того, чтобы развить моторику, сформировать связь между тем, что ты задумал, и рукой, воплощающей твою идею.

В 80-е годы был активным участником новосибирского отделения движения бумажной архитектуры. Его работы объехали весь мир и были представлены на выставках в Амстердаме, Париже, Лондоне, Милане, Берлине, Кельне, Стокгольме, Франкфурте, Брюсселе, Цюрихе, Новом Орлеане, Остине, Иерусалиме, Хельсинки и других городах. Две из них сейчас являются частью коллекции The Museum of Modern Art (MoMA) в Нью-Йорке.

Нам не давали строить. Мы писали книги, защищали кандидатские диссертации, “играли” в концептуальные конкурсы, которые объявлял журнал “The Japan Architect”. Мы и представить себе не могли, что когда-нибудь сможем строить по своим проектам, поэтому излагали свои мысли на бумаге в виде архитектурных символов и образов с целью разбудить безликую среду обитания, заполненную “массовизмом” совка.


Лаконизм

Иван Шалмин спроектировал и реализовал за свою жизнь около 100 объектов, самый маленький был площадью 16 кв. м, а самый большой — 45000 кв. м. Строительство каждого объекта сопровождалось строгим авторским надзором. Он контролировал все — от возведения фундамента до проработки мелких деталей интерьера. 

Архитектурный проект — это только мысль, иллюзия объекта, которую еще нужно воплотить в реальность. Архитектор всегда и композитор, и дирижер. Мало придумать и согласовать концепцию с заказчиком: если не дирижировать всем процессом, обязательно кто-нибудь собьется и сфальшивит. Строители — это единомышленники. Вместе с архитектором, который руководит их мастерством, они создают искусство архитектуры.

Иван считал архитектуру главным видом искусства. Свой стиль он определил как лаконизм — искусство необходимой достаточности.

Архитектура для меня — это дырка от бублика. Это пространство для жизнедеятельности человека, которое создается с помощью стен и других архитектурных элементов. От “хотелок” заказчика отсекается все лишнее, остается только то необходимое, без чего он не может жить. Задача архитектора — найти единственное правильное решение, о котором сам человек пока еще не догадывается. Клиент всегда неправ, поэтому и обратился за помощью к профессионалу.

Иван выделял три типа организации пространства: внешнее — гора или экстерьер, внутреннее — пещера или интерьер, промежуточное — лес или окружение. Соотношение и взаимосвязь этих пространств создают единый архитектурный образ, в котором благодаря использованию определенных материалов, игре света и отражений растворяются границы между внешним и внутренним, окружение оказывается внутри, а человек — снаружи, но одновременно под защитой стены.

Пространство не существует без стен. Но на самом деле стены — у нас в голове. Это те препятствия, которые мы сами себе создаем и потом героически преодолеваем. Мое творчество – это и борьба со стеной, и стена в жизни. Плохую картину или скульптуру можно убрать в чулан, фильм не смотреть, музыку не слушать, а архитектуру не спрячешь, потому что мы в ней живем. 

Иван часто переосмысливал и ставил под вопрос стандартные архитектурные решения. Не боялся там, где это было необходимо, изобретать новые уникальные элементы, начиная от строительных узлов и конструкций и заканчивая предметами мебели и интерьера. Отдельное внимание он уделял проектированию света. Разрабатывал не только концепцию, но и сами светильники, что включало в себя опытный подбор материалов, светотехнической арматуры, мелких деталей и полный контроль за производством. 

Почему-то сейчас принято считать, что архитектор делает только “коробочку”, а потом приглашают дизайнеров, мебельщиков и декораторов, которые доводят объект до завершения. Но невозможно добиться правильного восприятия и хорошо исполнить часть произведения, если не понимаешь и не любишь его целиком. Антонио Гауди и Федор Шехтель на своих объектах проектировали и продумывали все, вплоть до дверной ручки.


Цифровая живопись

В 2016 году в процессе поиска адекватных решений для декорирования интерьеров Иван начал писать цифровые картины. Это исследование закончилось невероятным творческим взрывом и его становлением как художника.

Дисплей — это палитра, где смешиваются цвета, вместо кисти — компьютерная мышь, а нанесение краски на плоскость холста – задача принтера. В своих работах я использую все приемы и принципы традиционной живописи, но добавляю к ним современные технологии, которые позволяют сделать цвет чище и глубже и максимально точно передать весь диапазон оттенков, доступный нашему глазу.

В 2020 году прошли первые персональные выставки Ивана в Москве и Новосибирске, куратором которых выступил искусствовед, главный специалист по современному искусству Третьяковской галереи Кирилл Светляков.

Живопись — это выплеск эмоций художника на плоскость. Картина разрушает стену, на которой висит, создавая в ней новый мир. Классический пример такого поведения — “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи, где перспектива зала имеет продолжение в самом полотне и таким образом ломает плоскость стены, погружая нас в бесконечность созерцания.

В 2021 году его цифровые полотна были выставлены в Saatchi Gallery в Лондоне, в 2022 — в амстердамской галерее современного искусства Passenger Terminal и в Лувре в Париже. За семь последних лет жизни Иван создал более 80 живописных работ. Он верил, что искусство, наигравшись с разными концепциями, сейчас возвращается к своему традиционному эстетическому началу.

Для меня не существует разницы между предметным и беспредметным, конкретным и абстрактным. Настоящее искусство — когда смотришь на произведение и не знаешь, как оно сделано, как художник или архитектор, оперируя только образами и пространством, вызывает у тебя эти чувства.

Текст: Екатерина Шалмина